Энергорынок,
11 февраля 2009 г.
Дмитрий Савельев: «Добросовестному брокеру известны все “подводные камни” рынка страхования» 1790 просмотров
Сегодня роль и значение независимых («рыночных») страховых брокеров в электроэнергетике оценивается достаточно неоднозначно. При этом немалая часть энергокомпаний приняла решение обратиться к услугам этого игрока для представления своих интересов на рынке страхования, а при необходимости — и перестрахования.
После ликвидации РАО «ЕЭС России» в июле 2008 г. многие отечественные энергоструктуры, доля государства в которых незначительна или стремится к нулю, начали самостоятельно корректировать текущие или создавать и внедрять новые программы страховой защиты. Отдельные компании вынуждены были принять к использованию корпоративные требования по страхованию недавно пришедших акционеров, где четко указано, услугами каких страховщиков необходимо пользоваться по тем или иным видам страхования. В других же, не связанных корпоративными узами с конкретной страховой фирмой, нашли возможность самостоятельно разработать программу страхования на будущий период и далее посредством определенных процедур выбрать партнера. Именно представители последней группы чаще всего прибегают к услугам брокеров. Следует отметить, что за рубежом большинство предприятий, и не только в ТЭК, приобретают страховую защиту не напрямую у страховщиков, а через страховых брокеров. Тенденция приблизительно такова: бльшая часть, около 80%, новых договоров страхования заключается при участии брокера и лишь 20% страховых премий поступает к страховщикам напрямую или через страховых агентов. Многие зарубежные страховые фирмы, в том числе их российские подразделения, в принципе не работают методом прямой продажи своих услуг и продуктов, а используют для этого независимых страховых брокеров. В Западной Европе и Северной Америке подобная практика успешно существует уже десятилетия. В России, кроме предприятий, занятых непосредственно производством электроэнергии (ОГК/ТГК), к услугам специалистов по рискам (страховых брокеров) начинают обращаться и другие участники рынка электроэнергии — электросетевые, энергоинжиниринговые, энергосбытовые компании. Основная задача брокеров заключается в непрерывном отслеживании состояния страхового рынка, при этом большинство из них, в частности международные брокерские компании, особое внимание обращают на финансовую устойчивость страховщиков и перестраховщиков, в том числе российских. Добросовестному брокеру известны все нюансы рыночной ситуации, а также «подводные камни», с которыми может столкнуться страхователь при работе напрямую со страховщиком. Как показывает практика, брокер знает о рынке больше, чем страхователь, даже при наличии в структуре компании-клиента собственного страхового отдела или департамента. В конечном счете страхователь может рассчитывать на вполне четкую рекомендацию относительно качества страхового покрытия того или иного страховщика. При этом стоимость страхования не зависит от участия брокера в процессе подготовки и подписания договора. Страховой тариф включает расходы на ведение дела, в которых заложено вознаграждение страховых брокеров или агентов. Таким образом, страховой брокер решает следующие задачи: 1. Разработка и согласование стратегии страхования: - изучение и обобщение требований страхователя, в том числе новых акционеров; - согласование требований к программе страховой защиты (лимиты ответственности, франшизы, периоды возмещения и др.). 2. Размещение программы страхования: - подготовка перечня потенциальных страховщиков и перестраховщиков, их предварительная оценка по согласованным со страхователем критериям с учетом финансовой надежности и опыта работы в ТЭК; - анализ предложений страховых компаний и предоставление отчета с оценкой этих предложений и с рекомендациями страхового брокера страхователю; - размещение программы (после ее утверждения страхователем), т. е. подписание договора страхования и контроль над организацией страховой и перестраховочной защиты. 3. Администрирование и сопровождение программы страхования: - взаимодействие со страховщиком/перестраховщиками по всем вопросам, касающимся вступившего в силу договора страхования. 4. Управление процессом урегулирования убытков: - утверждение согласованной процедуры урегулирования убытков, включая предоставление и согласование со страхователем перечня назначенных аварийных комиссаров; - изучение и обсуждение информации по убыткам со страховщиком и перестраховщиками для определения корректного размера убытка, исходя из условий договоров страхования; - осуществление своевременного сбора денежных средств со страховщика/перестраховщиков после достижения соглашения по урегулированию убытка. У всех страхователей существует общее требование — адекватная защита за оптимальную цену. При этом некоторые из них могут стремиться к снижению размера франшизы и расширению страхового покрытия, в то время как другие предпочитают высокий процент франшизы, стандартные страховые программы и кэптивные страховые компании — с целью минимизации расходов на страхование. Здесь важно подчеркнуть, что если с выбором качественного страхового покрытия страхователь вобщем-то способен справиться самостоятельно, то особую значимость участия страхового брокера можно почувствовать при урегулировании убытка. Именно брокер, который «варится» в самой гуще рынка, обычно в курсе процесса выплат того или иного страховщика, а ведь не секрет, что большинство страховых компаний нацелены на его затягивание. Кроме того, убытки от страхового случая в электроэнергетике, как правило, крупные и являются результатом стечения нескольких неблагоприятных обстоятельств. Страховой брокер сопровождает весь процесс — вплоть до удовлетворения претензии. Он организует работу всех вовлеченных сторон, что позволяет сократить сроки восстановления имущества и максимально эффективно урегулировать убыток. Брокер не прекратит работать, даже если действие договора страхования уже закончилось, — до тех пор, пока убыток не будет покрыт в полном объеме. Решение страховщика о выплате во многом зависит от того, перестраховал ли он свой риск выплаты возмещения страхователю по договору страхования. Поэтому в целях контроля над выполнением страховой компанией ее обязательств брокер зачастую участвует в организации перестраховочной защиты ответственности страховщика. Как следствие, уровень уверенности страхователя в принятии положительного решения по выплате возрастает. Реформирование отечественной энергетики, привлечение зарубежных инвесторов актуализировали проблему использования независимых брокеров в процессе выбора страховой защиты. Особое значение в этих условиях приобретает опыт работы брокеров на международных рынках страхования и перестрахования, поскольку именно таким международным брокерским компаниям понятны запросы и требования к страховому покрытию новых иностранных собственников российских энергетических предприятий, а также способы выполнения данных требований в российских реалиях. При этом нередко привлечение услуг международных брокеров дает дополнительное преимущество клиентам в глазах банков-кредиторов, что особенно важно при осуществлении крупных инвестиционных энергетических проектов. Рынок страхования (и особенно перестрахования) крупных рисков весьма закрытый. Очень часто выбор страховщика основывается на многолетнем эффективном сотрудничестве и личных связях. Профессиональный брокер, несомненно, обладает обширными связями. Причем такая «семейственность» отношений свойственна именно международным рынкам, где страховые и перестраховочные компании существуют многие десятилетия. Соответственно, брокеры, работающие на международной арене, имеют налаженные взаимовыгодные контакты за рубежом, и это их конкурентное преимущество. Например, ЗАО «Марш — страховые брокеры» активно использует в России свой международный опыт, располагая почти 500 партнерами в секторе электроэнергетики более чем в 50 странах мира.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ, заместитель начальника отдела предприятий ТЭК ЗАО «Марш — страховые брокеры», к. э. н.
Вся пресса за 11 февраля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Брокеры, Огневое страхование, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июля 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 23 июля 2025 г.
Большая часть москвичей не смогут получить выплату за упавшее дерево на авто, заявил эксперт

|
22 июля 2025 г.

|
|
Финмаркет, 22 июля 2025 г.
Чистая прибыль страховщиков РФ в 2025 году превзойдет на 20% рекорд 2024 года и превысит 600 млрд руб – прогноз НКР

|
|
Банки.ру, 22 июля 2025 г.
Автовладельцы начали обращаться в страховые компании за компенсациями после ливней

|
|
Лента.Ру, 22 июля 2025 г.
Сбер подтвердил соответствие компаний новым стандартам по ипотечному страхованию жизни

|
|
Деловой Казахстан, 22 июля 2025 г.
Реформа ОСМС: В Казахстане изменились взносы и тарифы на лечение

|
|
МК в Запорожье, 22 июля 2025 г.
Жители Запорожья получают бесплатное лечение в ведущих клиниках России

|
|
Москва FM, 22 июля 2025 г.
Москвичи смогут поехать по «Синей карте» в Китай

|
|
Адвокатская газета, 22 июля 2025 г.
ВС разобрался в деле об изменении процентной ставки по кредиту при смене страховщика

|
|
Российская газета, 22 июля 2025 г.
Год активного солнца

|
|
ПРАЙМ, 22 июля 2025 г.
Страховщики РФ в 2024 г показали рекорд по ряду показателей, главное – удержать темп – НКР

|
|
zakon.kz, 22 июля 2025 г.
Лечение в Казахстане подорожает: Минздрав анонсировал рост тарифов на медуслуги

|
|
ТАСС, 22 июля 2025 г.
Существует потенциальная возможность присоединения к «Синей карте» Китая и Монголии – РСА

|
|
Интерфакс, 22 июля 2025 г.
Ростовская область ввела режим ЧС из-за засухи еще в двух районах

|
|
ТАСС, 22 июля 2025 г.
«Альфастрахование» выплатит более 15 млн руб. из-за массовых задержек и отмен авиарейсов

|
|
Frank Media, 22 июля 2025 г.
Страховщик «Сбера» уступил лидерство на рынке по прибыли «дочке» ЦБ

|
|
Ведомости-Ростов-на-Дону, 22 июля 2025 г.
Кубанские аграрии получили 1,3 млрд рублей страхового возмещения в 2025 году

|
|
cbr.ru, 22 июля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
Остальные материалы за 22 июля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|